Yodda - новости регионов России

Поставлена цель — опустошить кошелек туриста

11.02.2017, 17:24

31 января в зале заседаний администрации Александровского района состоялась встреча заместителя председателя комитета по туризму администрации Владимирской области Елены Емельяновой с представителями местного туристического сообщества: музейщиков, представителей неформального объединения «Александровская индустрия гостеприимства» и «активных граждан, которым все это интересно». Встреча, начавшаяся как рутинный визит в рамках выездного графика, под конец переросла в беспощадные словесные баталии.

Задача: чтобы у нас был не экскурсант, а турист

Елена Емельянова отметила, что губернатором области и областной администрацией уделяется большое внимание туризму, который является «одним из драйверов экономики», на который хотя еще пока не смотрят с точки зрения экономических показателей, но «перелом идет в эту сторону».

Не смотря на стужу в новогодние праздники, из-за которой туристам пришлось «сидеть дома, отогреваться», все-таки был рост приезда гостей в область. Статистика показывает, что в течение года регион принял около четырех миллионов туристов — больше на миллион, чем в год предыдущий. Правда гостья оговорилась, что здесь «дает свое» новая методика подсчета туристов, но рост все равно наблюдается. В качестве причины этого было обозначено принятое губернатором области решении о том, чтобы Владимир стал Новогодней столицей России. Подготовка и информационное сопровождение привлекло внимание и «люди теперь едут, понимая, что здесь интересно».

Главной проблемой муниципальных районов, развивающих туризм, Елена Емельянова назвала то, что к нам в большей степени едут экскурсанты, а не туристы. То есть те, кто приезжает в город проездом, а не останавливается в местных гостиницах: «Наша задача — чтобы у нас был не экскурсант, а турист, чтобы он остался переночевать, чтобы он у нас покушал, чтобы сходил на концерт, чтобы он у нас оставил деньги. Наша задача — дать туристу как можно больше возможностей потратить свои деньги».

Перезагрузка «Золотого кольца»

В этом году знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России», состоящий из семи городов Северо-Восточной Руси, отмечает 50-летие. Владимирская область вместе с другими регионами участвует в программе «Золотое кольцо 2.0. Перезагрузка» по обновлению этого ставшего «классикой жанра» маршрута, который нельзя эксплуатировать бесконечно, используя лишь старые наработки. Елена Емельянова: «Несмотря на то, что маршрут „Золотое кольцо“ уже „раскручен“, сегодня есть новое поколение туристов, которое выросло в Интернет-пространстве. С мертвой точки это сдвинулось. Есть понимание у власти, есть понимание у бизнеса, у музейщиков и у тех, кто работает в турбизнесе. Надо переформатироваться и предлагать другой продукт. Мало показывать только архитектуру, мало показывать только музейные коллекции, хотя понятно, что это наше основное богатство. Надо предлагать программы, рассчитанные на молодежь». В качестве такого положительного примера отмечено создание игры-квеста в Александровском художественном музее, получившего областной грант.

В рамках обновления и развития туризма в регионе область создала официальный информационный портал (www.vladimirtravel.ru), на котором старается представить туристический потенциал Владимирской области. В планах — создание единого событийного календаря, в который планируется свести воедино всё то, что может быть интересно туристу. В стадии разработки — единый портал продаж.

А в Александрове — своя инициатива. В городе появилась деятельная группа , ратующая за официальное включение города в маршрут «Золотое кольцо», по сути своей условный и дискуссионный. Инициатива напоминает желание александровцев «сбежать» из Владимирской в Московскую область с верой, что «подмосковная прописка» города станет панацеей от всех бед и что деньги в Александров потекут рекой. Не все города Подмосковья живут благостно, а официальное включение Александрова в неофициальный маршрут «Золотого кольца» не станет гарантом притока туристов. А вот если нарастить количество объектов показа и сделать комфортной систему сервиса — нам «Золотое кольцо» и не нужно будет.

Что мешает развитию туризма?

Во время встречи представители организаций, активно или пассивно вовлеченных в туристический сегмент, попытались разобраться — какие же проблемы есть для развития туризма в Александровском районе.

Владислав Лукьянов, представитель артели инвалидов «Преображение», создающей сувенирную продукцию, отметил, что «сувениркой» в районе никто целенаправленно не занимается, и попросил посодействовать в приобретении станков для работы с деревом. Гостья посоветовала повстречаться с представителями организации «Опора России», которая «продвигает» ремесленничество.

Председатель всероссийского общества инвалидов Александровского района Валентина Николаевна Кириллова отметила, что хотя представители общества и бывают в областном центре по своим надобностям (больница или департамент), но посмотреть город как туристам им не удается. На что Елена Емельянова сообщила, что в областном центре существует движение «Робин Гид», волонтеры которого проводят бесплатные экскурсии по городу. Заместитель начальника отдела по физкультуре, спорту и туризму Андрей Малиновский, который вел встречу, отметил, что и Александров «стоит на рубеже и готов открывать пешеходные маршруты». Некоммерческим партнерством «Александровская индустрия гостеприимства» был разработан пешеходный маршрут «Река времени». Музейщики готовы проводить пешеходные маршруты по Цветаевским и «купеческим» местам. Но все дело, по словам В.Малиновского, уперлось в отсутствие экскурсоводов: «В наших трех музеях (Художественный, Цветаевский, „Александровская слобода“) работают 11 экскурсоводов, которые проводят внутреннюю работу, а для пешеходных маршрутов ее проводить некому. Нам нужен экскурсовод-неформал. Если бы мы в этом году запустили — было бы замечательно». Но где взять такого неформала и кто проведет его обучение — этот вопрос остался открытым.

Несмотря на то, что за последний год было сделано значительное преображение в плане благоустройства города, участники встречи много говорили о проблеме сохранения исторического наследия и варварского отношения к центру города. Директор Александровского художественного музея Евгений Усанов рассказал как дорожные работники попытались воткнуть дорожный знак посередине автомобильной парковки рядом с усадебным домом. А это и снижение визуальной привлекательности особняка, и сокращение места для остановки туристических автобусов.

Представитель ООО «Александровский туристский информационный центр» Елена Верхова предложила, что уж если историческая среда в центре города потеряна, то нужно сохранить исторические территории за городом: «Придумать программу не сложно, гораздо сложнее сохранить среду, в которой эта программа должна быть. Событийные мероприятия, построенные на том или ином историческом событии, — не могут происходить рядом с торговым центром. Это должна быть историческая среда, которая в городе совершенно не сохраняется. Ободранные фасады, разноперые вывески. Табличка со старыми названиями улиц, которые предлагает районная архитектура к размещению на улицах, — не сохранение исторической среды. Если ломается памятник архитектуры, исчезает, и на его месте вырастает торговый центр, то табличка, какой бы она красивой ни была, — не спасет. Туристу не интересно смотреть на торговый центр. Турист не должен видеть в городе, который позиционируется как город „Золотого кольца“, такое архитектурное безобразие, какое мы видим на центральной улице. Город потерян, давайте сохраним территории, где могут проходить событийные мероприятия: Каринское поле, Немецкие горы. Но как туда туристы могут доехать? Особенно зимой?»

Об отсутствии поддержки и понимания со стороны администрации в довольно резкой манере высказался и хозяин гостиницы «Александров» Валерий Севринов, после чего вечер тут же «перестал быть томным»: «Вы хорошо рассказали о туристических возможностях города Александрова и района, что тут действительно кладезь зарыт для развития туризма. Мне хотелось бы узнать взгляд со стороны Владимира — а что у нас отрицательно и почему буксует развитие туризма. У нас оно буксует и развивается плохо, архиплохо. Несмотря на отчеты, которые вам Малиновский отправляет и говорит, что у нас тут все растет. Ничего у нас тут не растет и все буксует. Год назад утвердили пешеходный маршрут. Полгода прошло, что сделано? До 2005 года у нас тут ни одного туриста не было, а были экскурсанты. Появилась гостиница и появились первые туристы. Но поток их настолько мал… это просто смешная загрузка. Хотелось бы услышать от вас как от специалиста — в чем дело-то. Может, оттуда сверху с Владимира виднее?»

Областная чиновница, отметив, что, как правило, виднее бывает снизу, тем не менее предложила гостинице последовать примеру Суздаля: «Чем Суздаль берет? Там и администрация, и весь бизнес работает над продвижением города как туристического бренда. Гостиницы, несмотря на плотный график событиных праздников („Праздник огурца“, „Праздник топора“, „Русальная неделя“…), предлагают свои программы. Люди приезжают и получают полный пакет: поел, переночевал и развлекся. Отельерам нужно проводить на своей базе мероприятия».

И на это у Валерия Севринова нашлись возражения. Согласившись, что в плане благоустройства города сделано многое, но тем не мене за пределами гостиницы еще хватает колдобин, а краткость работы местных музеев, в первую очередь музея-заповедника «Александровская слобода», не позволяет туристам вечером культурно развлечься.

Музейщики-федералы на это возразили, что зимой «Александровская слобода» работает до 18 часов, а в летние выходные — до 19 и 20 часов. Помимо этого, в музее проходят акции, типа «Ночь музеев», вечерние концерты, которые идут, как правило, после закрытия музея. Так что обвинения в их адрес несостоятельны.

Возможно, что альтернативным вариантом могла бы стать выставка «Легенды и бренды Александровской слободы» , которая была сделана в гостинице «Александров». Инициатор ее появления Пётр Юрель посчитал выставку конкурентом федеральному музею, с которым тот начал борьбу: «Мы находимся под давлением, по сути, двух монополистов: федерального музея и администрации района. Александровская слобода — не единственный бренд. У нас их двадцать. У нас огромное количество исторических личностей. Молодежный клуб „Поколение“ выполнил мою просьбу, создал экспресс-информационную выставку „Легенды и бренды Александровой слободы“. Она уникальна — за 40 минут любой входящий может узнать в общих чертах всю историю Слободы. Но она не воспринята нашими культурными работниками. В первую очередь — неадекватное восприятие выставки музеем „Александровской слободы“. Дело в том, что любая конкуренция в туризме — под давлением». Возможно, что это убеждение Петра Юреля и было бы соответствующим истине, но ни о какой конкуренции речи быть не может, пока экскурсоводы в гостинице, водя постояльцев от одного небрежно изготовленного плаката к другому, будут выдавать такие перлы: «сестра Петра I Марфа Собакина» и «в Слободе печатался учебник Псалтырь».

Всю эту перепалку Елена Емельянова сочла искренней заинтересованностью собравшихся решать проблемы, а не просто их озвучить. Рекомендовала не ругать Андрея Малиновского, поскольку, несмотря на то, что не во всех муниципальных районах есть человек, курирующий туризм, одному ему не справиться. Отметила, что администрация не решит проблемы без участия представителей бизнеса. И призналась, что программы развития туризма нет даже во Владимире.

Но, похоже, несмотря на остроту словесных пикировок перед лицом областной чиновницы, результат от этой встречи будет аналогичен предшествующим. Этот результат на сайте газеты «Уездный город А» очень хорошо описал человек под ником «Местный дед»: «Мой опыт подсказывает, что толку от подобных заседаний — дырки на штанах, да звон в ушах».

Эдуард Егоров, фото Валентины Тихоновой («Александровский Голос труда»).

Источник: www.alexnews.info
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@newsbomb.ru

Мнение редакции интернет сайта newsbomb.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования